Календарь
| Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
История Русов:
Такие антишляхетськи настроения автора "Истории Русов" выглядят, на первый взгляд, несколько странно на фоне его постоянного желания подчеркивать аристократическое происхождение казачества и его старшины, корни которых он выводит со времен князя Владимира и "Козарив", которых Владимир Мономах переименовал в "казаков" . "История Русов" постоянно подчеркивает княжеских титулах первых гетманов, на равенство политического положения и прав казаков и шляхты. Объяснить это можно тем, что симпатии автора однозначно находятся на стороне казачества и для того, чтобы оправдать его претензии на национальное проводничество автор позволяет себе в анализе некоторых исторических фактов "сгущать краски". А роль традиции в обосновании претензий на власть для того времени остается исключительно большой, и поэтому постоянное напоминание о княжеско-боярские корни казачества вполне оправдано с точки зрения политической направленности произведения. Кроме того, казачество, в отличие от шляхты, осталось верным вере предков, а этот фактор был очень важен для автора и он отмечает на нем на протяжении всего произведения.
Русинский язык (история):
Тема выбора внешней ориентации является одним из ведущих политических мотивов "Истории Русов", автор к ней возвращается неоднократно, стремится привести исчерпывающую аргументацию в пользу того или иного варианта. Так описывая ситуацию после заключения Зборовского соглашения и поступления предложений о протекции со стороны соседних государств, "История Русов" использует фабулу известного летописного сюжета о выборе веры князем Владимиром - послы Польши, Турции и Московии приносят казакам дары и предлагают союз и протекцию. Оценка этих даров и их скрытого смысла дается устами украинского духовенства: "... дары Польские состоят из сукон, покрытых ковром, то будет и народ, с поляками будет жить, ходить в платьях и иметь ковры; Турецкие подарки одеты и покрыты бумагой и шелком , то и народ, что с ними жить, будет способен надеть на себя шелковые и бумажные материи, а Московские дары суть все в циновках, то неизбежно и народ, живя с ними, доведенный будет до такой нищеты, что впитается он в циновки и под циновки »
|