История Русов:
Такие действия украинской шляхты резко осуждаются автором "Истории Русов", тем более, что подобные процессы для него не были просто унизительным фактом прошлого в истории собственного народа - конец XVIII-начало XIX века был временем, когда представители нового украинского дворянства, на этот раз потомки казацкой старшины, повторяли действия своих предшественников почти один к одному - меняли язык, фамилии, а фактически - предавали Родину и свой народ.
Измена собственного народа и его интересов, для сохранения имущества и сословных привилегий, сделали перебежчиков ревностных защитников интересов захватчиков. Отметив, что за измену народу украинской шляхте были возвращены имения, должности и уравнены в правах с польской, автор "Истории Русов" отмечает: "В благодарность за то приняли и они по отношению к народу Русского всю систему политики Польской и, следуя их, гнали преизлиха сей несчастный народ. Главный политический намерение состояло в том, чтобы ослабить войска малороссийские и разрушить их полки, состоящие из реестровых Казаков, в чем они и достигли своего "
Русинский язык (история):
Уния, отмечает "История Русов", поддержанная вооруженной силой польского государства, поставила украинский в униженное положение: украинских православных депутатов отлучен от общегосударственного сейма, рыцарство - от выборов и должностей правительственных и судебных лишен ранговых имений и назван "холопами", а всех, кто не принял унию - схизматиками.
Проблемы православных украинский обуславливались не только желанием высшего православного духовенства стать в один уровень с католическим, они выросли также и в связи с изменой шляхетского сословия, опертой на стремлении сохранить и приумножить свои привилегии: "Страдания и отчаяния народа побильшались новой возможностью, совершившего еще прикметнишою всей земли эпоху. чиновных шляхетство Малороссийское, что находилось на военных и земских должностях, не терпя надругательств от поляков и не сумев перенести лишения своих мест, а более потери ранговых и приобретенных имений, откинувшееся от своего народа и различными происками, обещаниями, подарками закупило выдающихся чиновников польских и духовных римских, зладило и заприязнилось с ними и мало-помалу согласилось сначала на унию, а потом обратилось совсем в католичество Римское. Впоследствии то благородное, соединяясь с шляхетством Польским посвоячення, родством и другими обязанностями, отрекся и от самой породы своей Русской, а всячески пыталось, спотврившы природные названия, подыскивать и придумывать к ним Польский произношение и называть себя прирожденными поляками »[110, с. 80-81].