История Русов:
Первые десятилетия существования трех народов описываются в почти идиллических красках - короли подтверждают древние права казаков, а те им верно служат в деле защиты общей родины от внешних посягательств. Ситуация меняется коренным образом когда "На место Скалозуба года 1592-го избран гетманом с Есаулов Генеральных заслуженного в армии Малороссийском природного шляхтича Польского Федора Косинского, и в его время началась и известная эпоха ужаса и истребления для обоих народов, Польского и Русского, эпоха, отнимется по историям или чуть в них описана, но которая, стряхнув Польшу до основания и расшатывая ее на протяжении более века, сбросила, наконец, в бездну ничтожества, а народу Русском дав выпить найгиркотниший бокал, который из дней Нерона и Калигулы не все христиане скушувалы , превратила его в другой вид и состояние "[110, с. 70-71].
Русинский язык (история):
Не менее резкими высказывания рядовых казаков, которые считают, что недопустимо, освободившись от польской зависимости, добровольно продаться в рабство, да еще и "такому народу, который не подал им никакой помощи в найлихишу их час, не подал даже воды промыть кровавых уст наших и лучше нам быть в непрерывных войнах за свободу, чем накладывать на себя новые цепи рабства и неволи "[110, с. 143-144]. При этом они подчеркивают, что единственный аргумент в пользу Московского государства - принадлежность к одной веры - не выдерживает никакой критики: "А верь в них столько, сколько слобод, а в них домов, а нередко и в одном доме несколько их помещается, и одно семейство от ризновирства не может вместе ни жить, ни есть из одной посуды, а вся вера состоит в них в разборе образов и крестов, и кто из них лучше, тот и есть достойный для почитания и сильнее к помощи человеческой, для Бога же, Творца и Господа, неизвестно что у них остается. Поэтому когда с таким народом объединиться нам, то или они нас распродадут одиночку, или переморять нас на улицах своих и распутьях, потому что никто не пустит в дом свой никакого нашего прохожего ... "