История Русов:
В то же время, вопреки своей "официальной" позиции, "История Русов" идеализирует пребывания шведов в Украине, постоянно подчеркивая, что они вели себя вежливо и цивилизованно по местного населения. Это резко контрастирует с описанием зверств войск под командованием А. Меншикова. Действия российских войск напоминают поведение диких варваров в захваченной вражеской стране и характерные для деспотических режимов. А тирания, по его мнению, не может быть стабильной формой правления. Как подчеркивает В. Шевчук. "Автор" Истории Русов "является врагом тирании, он считал, что любое насильственное или тиранское правления никогда не бывает прочное и долговременное, а обязательно упадет такое, что неумицнене согласия и взаимными интересами, когда же на свержение тирании будет поднят народное возмущение, то оно должно считаться справедливым »[317, с. 21].
пин ап
Русинский язык (история):
Осуждая вроде антимосковскую позицию духовенства, автор "Истории Русов" в том же месте произведения приводит яркий публицистический выступление любимца рядового казачества, блестящего полководца И. Богуна. Говоря о возможных последствиях ориентации на Москву то заявляет: "... в народе Московском владычествует найнеключимише рабство и рабство в высшей степени и в них, кроме Божьего и Царского, ничего собственного нет и быть не может, и людей, по их мнению, создан якобы для того, чтобы в нем не иметь, а только рабствуваты. Сами вельможи и бояре Московские титулуются конечно рабами Царскими, и в просьбах своих всегда пишут они, что бьют ему челом; что же касается посполитого народа, то все они считаются крепостными , будто не от одного народа происходят, а накуплени с пленников и рабов, и тии крепостные или по их названию, кресьян обоего пола, то есть мужчины и женщины с их детьми, за непостижимы в мире правами и присвоением продаются на торжищах и в жилищах от собственников и хозяев своих наравне со скотом, а нередко и на собак виминюються, и проданы при том должны быть еще умышленно веселыми и показывать своим голосом, добротой и знаниями любого ремесла, чтобы через то скорее их купили и дороже заплатили. Словом сказать, соединиться с таким неключимим народом то же, что броситься из огня в полымя ».