История Русов:
Пытаясь утвердить "связь времен", автор, в духе традиционного летописания, начинает отсчет истории своего народа, славянства вообще, от библейских времен и Иафета, сына Ноя. Вслед за автором "Повести временных лет", он подчеркивает, что славяне являются автохтонным населением Восточной Европы и пришли на берега Днепра со времен Вавилонского смешения языков и фактического образования первых этносов и наций. Перечисляя различные славянские племена, что жили на территории Восточной Европы, автор "Истории Русов", среди прочих, вдиляе "за родоначальниками их, потомками Афетова, так называли по князю Русу - Роксоланами и Росси, а по Князю Мосоку, кочевники над рекой Москвой, что дал ей это название, - московитами и моск, от чего впоследствии и царство их получило название Московского и наконец Российского »[110, с. 38].
Русинский язык (история):
Для того чтобы снять проблему противоречия между реалиями истории и героическим образом Б. Хмельницкого, который изображается выдающимся государственным деятелем и стратегом, автор "Истории Русов" вкладывает в уста гетмана слова оправдания перед ханом и потомками: "... когда народ Русский нынешней протекции своей выбрал себе зло, то, конечно, между злом, что его окружает, выбрал меньшее, а когда он несчастлив, то, поверь, несчастный своим соседством, которое без причин всегда его тревожило и оскорбляло, а теперь его заботится и мучится такой жалостью , которой, бывает, аспидовых над человеческой головой. Известно ведь с Историй, что народ сей с древнейших времен был в земле своей самостоятельным и самодержавным под управлением собственных князей своих, весьма славных большими своими деяниями и войнами.