История Русов:
Русины в середине XVIII века переселились с смешанных украинского-словацких сел Восточной Словакии в пустовали сербские села Керестур (Крстур) и Коцур (Куцура), а затем расселились и по другим населенным пунктам. Оказавшись в иноязычной окружении, сохраняя при этом особенности вероисповедания, русины сохранили свой разговорный язык, хотя, разумеется, он не мог избежать иноязычного, в частности сербохорватского, влияния. В качестве литературно-письменного языка русины использовали церковнославянский язык, он, однако, был ограничен конфессиональным (религиозным) применением; рядом с ним использовалось то смешанное "язычие", которое применялось в XIX в. в Закарпатской Руси. Оба эти языка были далеки от народно-разговорной речи, а потому не могли удовлетворить практических потребностей русин. Разговорный живой язык стал использоваться в отдельных случаях в частной переписке.
Русинский язык (история):
Решение социальных, национальных и религиозных проблем должно было воплотиться, по мнению автора «Истории Русов», в создании казацкого государства, основанной на возрождении и утверждении комплекса "вольностей", за которые казаки боролись последовательно и во все времена. Эти "казацкие вольности" является социально-политическим идеалом, который и отстаивается в работе. Как отмечает В. В. Кравченко "... автор" Истории Русов "хорошо представлял себе понятие малороссийских вольностей, которые для него выглядели развитой государственности со всеми принадлежащими ей атрибутами - собственной администрацией, высшей судебной властью, государственным сокровищем, армией, столицей, государственным архивом, гражданско-правовым кодексом и т.д. Автор изобразил ее в виде казацкой демократии, высшим органом власти которой выступают собрание выборных представителей различных слоев общества, или "чинов и казаков", "чинов и войска", названных в одном месте просто "собранием", а в другом - Генеральным сеймом. в компетенцию этого органа власти автор относил вопросы войны и мира, внешнеполитических приоритетов, выборы гетмана, то есть все важнейшие проблемы жизни края ». Этот государственный идеал базируется на общедемократических принципах в понимании того времени и перекликается с идеями Гадячского трактата и Конституции П. Орлика.