История Русов:
Пытаясь утвердить "связь времен", автор, в духе традиционного летописания, начинает отсчет истории своего народа, славянства вообще, от библейских времен и Иафета, сына Ноя. Вслед за автором "Повести временных лет", он подчеркивает, что славяне являются автохтонным населением Восточной Европы и пришли на берега Днепра со времен Вавилонского смешения языков и фактического образования первых этносов и наций. Перечисляя различные славянские племена, что жили на территории Восточной Европы, автор "Истории Русов", среди прочих, вдиляе "за родоначальниками их, потомками Афетова, так называли по князю Русу - Роксоланами и Росси, а по Князю Мосоку, кочевники над рекой Москвой, что дал ей это название, - московитами и моск, от чего впоследствии и царство их получило название Московского и наконец Российского »[110, с. 38].
Русинский язык (история):
В то же время, вопреки своей "официальной" позиции, "История Русов" идеализирует пребывания шведов в Украине, постоянно подчеркивая, что они вели себя вежливо и цивилизованно по местного населения. Это резко контрастирует с описанием зверств войск под командованием А. Меншикова. Действия российских войск напоминают поведение диких варваров в захваченной вражеской стране и характерные для деспотических режимов. А тирания, по его мнению, не может быть стабильной формой правления. Как подчеркивает В. Шевчук. "Автор" Истории Русов "является врагом тирании, он считал, что любое насильственное или тиранское правления никогда не бывает прочное и долговременное, а обязательно упадет такое, что неумицнене согласия и взаимными интересами, когда же на свержение тирании будет поднят народное возмущение, то оно должно считаться справедливым »[317, с. 21].