История Русов:
Такие действия украинской шляхты резко осуждаются автором "Истории Русов", тем более, что подобные процессы для него не были просто унизительным фактом прошлого в истории собственного народа - конец XVIII-начало XIX века был временем, когда представители нового украинского дворянства, на этот раз потомки казацкой старшины, повторяли действия своих предшественников почти один к одному - меняли язык, фамилии, а фактически - предавали Родину и свой народ.
Измена собственного народа и его интересов, для сохранения имущества и сословных привилегий, сделали перебежчиков ревностных защитников интересов захватчиков. Отметив, что за измену народу украинской шляхте были возвращены имения, должности и уравнены в правах с польской, автор "Истории Русов" отмечает: "В благодарность за то приняли и они по отношению к народу Русского всю систему политики Польской и, следуя их, гнали преизлиха сей несчастный народ. Главный политический намерение состояло в том, чтобы ослабить войска малороссийские и разрушить их полки, состоящие из реестровых Казаков, в чем они и достигли своего "
Русинский язык (история):
Не менее резкими высказывания рядовых казаков, которые считают, что недопустимо, освободившись от польской зависимости, добровольно продаться в рабство, да еще и "такому народу, который не подал им никакой помощи в найлихишу их час, не подал даже воды промыть кровавых уст наших и лучше нам быть в непрерывных войнах за свободу, чем накладывать на себя новые цепи рабства и неволи "[110, с. 143-144]. При этом они подчеркивают, что единственный аргумент в пользу Московского государства - принадлежность к одной веры - не выдерживает никакой критики: "А верь в них столько, сколько слобод, а в них домов, а нередко и в одном доме несколько их помещается, и одно семейство от ризновирства не может вместе ни жить, ни есть из одной посуды, а вся вера состоит в них в разборе образов и крестов, и кто из них лучше, тот и есть достойный для почитания и сильнее к помощи человеческой, для Бога же, Творца и Господа, неизвестно что у них остается. Поэтому когда с таким народом объединиться нам, то или они нас распродадут одиночку, или переморять нас на улицах своих и распутьях, потому что никто не пустит в дом свой никакого нашего прохожего ... "