История Русов:
Оценивая место и роль "Истории Русов" в жизни украинской нации В. В. Кравченко отмечает: "" История Русов "заполнила собой пропасть, возникшая между казацко-дворянской и новейшей, национально-народнической эпохой в украинской историографии. Она не только сохранила традиции государственнической общественно-политической мысли, но и обогатила их просветительским гуманизм и либерализм, дополнив блестящими историософским наблюдениями над непрерывность исторического бытия украинский, их места в далекой от братства семьи соседних народов. Исторические концепции казачьих патриотов конца XVII-XVIII вв. нашли в " истории Русов "свое логическое завершение".
Русинский язык (история):
Уния, отмечает "История Русов", поддержанная вооруженной силой польского государства, поставила украинский в униженное положение: украинских православных депутатов отлучен от общегосударственного сейма, рыцарство - от выборов и должностей правительственных и судебных лишен ранговых имений и назван "холопами", а всех, кто не принял унию - схизматиками.
Проблемы православных украинский обуславливались не только желанием высшего православного духовенства стать в один уровень с католическим, они выросли также и в связи с изменой шляхетского сословия, опертой на стремлении сохранить и приумножить свои привилегии: "Страдания и отчаяния народа побильшались новой возможностью, совершившего еще прикметнишою всей земли эпоху. чиновных шляхетство Малороссийское, что находилось на военных и земских должностях, не терпя надругательств от поляков и не сумев перенести лишения своих мест, а более потери ранговых и приобретенных имений, откинувшееся от своего народа и различными происками, обещаниями, подарками закупило выдающихся чиновников польских и духовных римских, зладило и заприязнилось с ними и мало-помалу согласилось сначала на унию, а потом обратилось совсем в католичество Римское. Впоследствии то благородное, соединяясь с шляхетством Польским посвоячення, родством и другими обязанностями, отрекся и от самой породы своей Русской, а всячески пыталось, спотврившы природные названия, подыскивать и придумывать к ним Польский произношение и называть себя прирожденными поляками »[110, с. 80-81].