История Русов:
Привело эти трагические события заключения православными иерархами Украины и Беларуси унии с Римом. Автор "Истории Русов" приводит довольно веские аргументы сторонников унии в оправдание их шага: попадание восточных патриархов в зависимость от власти мусульманской Турции, падение авторитета священников и снижение уровня их образования, отступление московского христианства от истинного православия, заражение его "расколом Стригольщины" и различными другими ересями. Однако вовсе не это он считает главным мотивом, двигал лидерами униатов. Они, по его мнению, стремились прежде всего обеспечить свои имущественные интересы: предоставлением епископам и монастырям сел, а священникам по пятнадцать дворов в крепостную зависимость от числа их прихожан. "Духовенство Русское, соблазнившись закрепощением для себя даже такого числа своих спивотчичив и чад духовных и не заботясь нисколько об обязанностях сои перед Богом, перед общей Церковью и перед народом, их избрал, подписали согласие на унию и присягой то утвердили"
Русинский язык (история):
Осуждая вроде антимосковскую позицию духовенства, автор "Истории Русов" в том же месте произведения приводит яркий публицистический выступление любимца рядового казачества, блестящего полководца И. Богуна. Говоря о возможных последствиях ориентации на Москву то заявляет: "... в народе Московском владычествует найнеключимише рабство и рабство в высшей степени и в них, кроме Божьего и Царского, ничего собственного нет и быть не может, и людей, по их мнению, создан якобы для того, чтобы в нем не иметь, а только рабствуваты. Сами вельможи и бояре Московские титулуются конечно рабами Царскими, и в просьбах своих всегда пишут они, что бьют ему челом; что же касается посполитого народа, то все они считаются крепостными , будто не от одного народа происходят, а накуплени с пленников и рабов, и тии крепостные или по их названию, кресьян обоего пола, то есть мужчины и женщины с их детьми, за непостижимы в мире правами и присвоением продаются на торжищах и в жилищах от собственников и хозяев своих наравне со скотом, а нередко и на собак виминюються, и проданы при том должны быть еще умышленно веселыми и показывать своим голосом, добротой и знаниями любого ремесла, чтобы через то скорее их купили и дороже заплатили. Словом сказать, соединиться с таким неключимим народом то же, что броситься из огня в полымя ».