История Русов:
Русины в середине XVIII века переселились с смешанных украинского-словацких сел Восточной Словакии в пустовали сербские села Керестур (Крстур) и Коцур (Куцура), а затем расселились и по другим населенным пунктам. Оказавшись в иноязычной окружении, сохраняя при этом особенности вероисповедания, русины сохранили свой разговорный язык, хотя, разумеется, он не мог избежать иноязычного, в частности сербохорватского, влияния. В качестве литературно-письменного языка русины использовали церковнославянский язык, он, однако, был ограничен конфессиональным (религиозным) применением; рядом с ним использовалось то смешанное "язычие", которое применялось в XIX в. в Закарпатской Руси. Оба эти языка были далеки от народно-разговорной речи, а потому не могли удовлетворить практических потребностей русин. Разговорный живой язык стал использоваться в отдельных случаях в частной переписке.
Русинский язык (история):
Эти пункты провозглашают не создание нового государства, а возрождение былой политической самостоятельности Украинской. Однако не только восстановление исторической справедливости является основанием для вооруженного выступления казаков. Они стремятся решить не только вопросы государственно-политического характера, но и социального. Автор "Истории Русов" определяет один из движущих мотивов казацкого восстания устами Б. Хмельницкого, который, объясняя реестровым казакам причину своего выступления и напомнив о нарушении давних договоров, в частности, заявляет: "Мы подняли оружие не корысти ради которого или пустого тщеславия, а единственно на оборону отечества нашего, жизни нашего и жизни наших детей, а так же и ваших! Все народы, живущие на свете, всегда защищали и будут защищать вечно жизнь свою, свободу и собственность, и даже самые низкие на земле животные, которые суть животные, скот и птицы защищают положение свое, гнезда свои и младенцев своих до изнеможения, и природа по воле Творца всех и Господа дала им для того разное орудие в самых членах их. Зачем же нам, братья, быть не слышали и волочить тяжелые кандалы рабства в дремоте и позорном невольничестве еще и по собственной земле своей? "