История Русов:
Говоря о заселении Слободской Украины, "История Русов" отмечает, что оно шло по воле украинских гетманов, а земля и принадлежала к булавы гетманского правительства. Отторжения же этих земель от казацкого государства стало следствием политических амбиций слобожанским полковников: "И сии выходцы, поселив в тех местах многочисленные слободы, заложили основы трех Слободских полков: Сумского, Ахтырского и Харьковского, которые примножившись другими Малороссийскими выходцами действительно создали те три полки.
Русинский язык (история):
Уния, отмечает "История Русов", поддержанная вооруженной силой польского государства, поставила украинский в униженное положение: украинских православных депутатов отлучен от общегосударственного сейма, рыцарство - от выборов и должностей правительственных и судебных лишен ранговых имений и назван "холопами", а всех, кто не принял унию - схизматиками.
Проблемы православных украинский обуславливались не только желанием высшего православного духовенства стать в один уровень с католическим, они выросли также и в связи с изменой шляхетского сословия, опертой на стремлении сохранить и приумножить свои привилегии: "Страдания и отчаяния народа побильшались новой возможностью, совершившего еще прикметнишою всей земли эпоху. чиновных шляхетство Малороссийское, что находилось на военных и земских должностях, не терпя надругательств от поляков и не сумев перенести лишения своих мест, а более потери ранговых и приобретенных имений, откинувшееся от своего народа и различными происками, обещаниями, подарками закупило выдающихся чиновников польских и духовных римских, зладило и заприязнилось с ними и мало-помалу согласилось сначала на унию, а потом обратилось совсем в католичество Римское. Впоследствии то благородное, соединяясь с шляхетством Польским посвоячення, родством и другими обязанностями, отрекся и от самой породы своей Русской, а всячески пыталось, спотврившы природные названия, подыскивать и придумывать к ним Польский произношение и называть себя прирожденными поляками »[110, с. 80-81].