История Русов:
Среди аргументов против московской ориентации важное место занимают также и вопрос баланса политических сил в тогдашней Европе. Так "История Русов" отмечает: "Сочетание Малороссии с Царством Московским обеспокоило все почти дворы Европейские. Система о равновесии Государств начинала уже тогда развиваться. Царство Московское, хотя само по себе и не мало еще у соседей важное значение, яко разрушено и униженное недавними ужасами самозванцев и междоусобиц, однако зависть соседей, которые знали пространства розлогисть Малороссии и ее велелюдство с таким храбрым и мужественным воинством, не оставалась без своих действий. и сколько Польша не надоедала соседним государствам тревогами своими и неустойчивым правлением, но все желали лучше иметь дело с сею республикой, обреченной на постоянные видоизменения, чем видеть в России государство абсолютную, внезапно возвышенную к уровню Царств мощных и страшных, без всяких притом потерь и убытков, и словно с небес таким бесценным даром обогащенную »
Русинский язык (история):
Уния, отмечает "История Русов", поддержанная вооруженной силой польского государства, поставила украинский в униженное положение: украинских православных депутатов отлучен от общегосударственного сейма, рыцарство - от выборов и должностей правительственных и судебных лишен ранговых имений и назван "холопами", а всех, кто не принял унию - схизматиками.
Проблемы православных украинский обуславливались не только желанием высшего православного духовенства стать в один уровень с католическим, они выросли также и в связи с изменой шляхетского сословия, опертой на стремлении сохранить и приумножить свои привилегии: "Страдания и отчаяния народа побильшались новой возможностью, совершившего еще прикметнишою всей земли эпоху. чиновных шляхетство Малороссийское, что находилось на военных и земских должностях, не терпя надругательств от поляков и не сумев перенести лишения своих мест, а более потери ранговых и приобретенных имений, откинувшееся от своего народа и различными происками, обещаниями, подарками закупило выдающихся чиновников польских и духовных римских, зладило и заприязнилось с ними и мало-помалу согласилось сначала на унию, а потом обратилось совсем в католичество Римское. Впоследствии то благородное, соединяясь с шляхетством Польским посвоячення, родством и другими обязанностями, отрекся и от самой породы своей Русской, а всячески пыталось, спотврившы природные названия, подыскивать и придумывать к ним Польский произношение и называть себя прирожденными поляками »[110, с. 80-81].